Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Конституционный закон рф о референдуме

Описание закона «О референдуме Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон под номером 5 ФКЗ «О референдуме в РФ» одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года. С момента вступления документа в силу в него вносились определенные изменения, призванные устранить неточности в формулировках. Последние поправки были введены 18 июня 2017.

Структурно Федеральный закон «О референдуме РФ» состоит из следующих глав:

  • общие положения — включают в себя принципы проведения, основные понятия и термины, используемые законодательством, а также отдельные организационные аспекты;
  • инициатива проведения и начало референдума – регулируется порядок организации, сбор подписей и их проверку, решение о назначении;
  • комиссии – систематизация их организации и правовой статус, процедура формирования и сроки, подразделения комиссий и полномочия;
  • статус наблюдателей и представителей средств массовой информации, регламент их участия в проведении голосования;
  • списки участников референдума, порядок составления и ознакомления с ними по закону;
  • финансирование проводимого голосования, учреждение специальных фондов и отчетность;
  • информационное обеспечение – порядок информирования участников, опубликование опросов и правовых актов и законов, выносимых на голосование, агитация и условия ее проведения;
  • процедура голосования – выбор помещений, бюллетень и открепительное удостоверение, порядок голосования, в том числе досрочного и вне отведенных помещений;
  • подсчет голосов и определение итогов – ведение протокола, подсчет бюллетеней и определение результатов;
  • опубликование итогов и юридическая сила принятого голосованием решения для принятия соответствующего закона;
  • рассмотрение нарушений, зафиксированных в ходе голосования;
  • ответственность за нарушения данного закона.

В заключительные положения документа включаются статьи о порядке исчисления сроков, переходные правовые нормы и порядок вступления закона в силу. В последнем вопросе учитываются и документы, которые в соответствии с принятием ФЗ 5 «О референдуме РФ» утрачивают свою силу.

В Федеральный конституционный закон под номером 5 кроме основных статей включены два приложения. Первое – утвержденная форма подписного листа. Второе – контрольное соотношение сведений, вносимых в итоговый протокол.

Принципы проведения референдума

Принципы проведения референдума регулируются статьей 2 Федерального конституционного закона под номером 5 и определяются следующими положениями:

  • всеобщее равное прямое волеизъявление граждан;
  • право участия не зависит от каких-либо признаков, происхождения или принадлежности;
  • каждый участник обладает равным количеством голосов;
  • в голосовании гражданин изъявляет свою волю по вынесенным вопросам или против них;
  • участие является добровольным, никто не вправе навязывать его насильно или условиями;
  • голосование является тайным, никто не имеет права наблюдать за заполнением бюллетеня.

Право на проведение референдума

Инициатива проведения референдума регламентируется статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдумах РФ». По ее предписаниям голосование инициируется:

  • двумя миллионами граждан Российской Федерации, поставившими свои подписи за проведение;
  • Конституционным Собранием;
  • федеральными органами государственной власти.

Каждая инициатива имеет определенные условия для ее реализации. Отдельно закон касается вопросов, которые могут выдвигаться на голосование. К таковым согласно статье 6 ФКЗ 5 относятся:

  • проект новой Конституции РФ;
  • правовой акт или вопрос, выдвинутый в соответствии с заключенным международным договором;
  • вопросы государственного значения при соблюдении предусмотренного порядка.

На референдум не выносятся следующие вопросы:

  • о смене статуса субъектов РФ, который уже закреплен в Конституции;
  • о пребывании на государственных постах временно замещающих лиц;
  • о прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ или Государственной Думы;
  • о составе государственных органов, а также об органах, сформированных согласно международным договоренностям;
  • о принятии чрезвычайных мер для обеспечения здоровья и безопасности граждан.

Скачать ФЗ 5

Скачать Федеральный конституционный закон «О референдумах Российской Федерации» можно здесь. Документ предлагается в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами, знакомящимися со своими правами, а также должностными лицами, задействованными в подготовке и реализации голосования.

Основные положения ФКЗ 5

Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.

Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами. Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм. Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.

Вам будет интересно: ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:

ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:

  • Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
  • Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
  • Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
  • Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
  • Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного голосования;
  • Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
  • Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
  • Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
  • Гл. 9 определяет правила голосования;
  • Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту голосов и подведению итогов голосования;
  • Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
  • Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
  • Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
  • Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
  • Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.

Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.

Вам будет интересно: ФЗ об ОРД в новой редакции. Подробности по ссылке:

На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа. Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений. Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.

Вам будет интересно: Федеральный закон №214 в новой редакции. 

Проведение референдума запрещается при следующих обстоятельствах:

  • во время военного положения;
  • при чрезвычайных обстоятельствах;
  • в последний год полномочий президента;
  • в течении временного промежутка между объявлением о проведении референдума и обнародованием его результатов, не может быть выдвинута инициатива о проведении нового голосования;
  • повторной всенародный опрос, содержащий те же вопросы, не может быть проведён в течении двух лет после объявления его результатов.

Референдум, инициатива которого была выдвинута в соответствиями с требованиями конституционного законодательства, не отменяется при наступлении экстремальных обстоятельств или военного времени, он переносится и осуществляется в течение 3 месяцев после снятия особого положения.

Вам будет интересно: Федеральный закон о политических партиях в РФ,

Принципы проведения референдума в РФ

Проведение референдума Российской Федерации осуществляется на основании следующих принципов:

  • свободное и прямое волеизъявление граждан на тайном голосовании;
  • всеобщее участие, независимо от половых, языковых, национальных, расовых, религиозных, имущественных и других признаков;
  • равные условия участия и одинаковое количество голосов;
  • голосование непосредственно за или против вынесенного вопроса;
  • добровольное участие. Запрещается кому-либо оказывать влияние на граждан с намерением принудить к участию или неучастию в голосовании, а также препятствовать свободному изъявлению своего мнения;
  • тайное голосование, исключающее сторонний контроль или наблюдение за результатом голосования.

Кто обладает правом на проведение референдума?

Правом на участие в референдуме РФ обладают все граждане государства, достигшие 18 лет. Они также могут выдвигать инициативу проведения всенародного опроса и принимать участие в подготовке и проведении голосования в порядке, установленном настоящим законодательством. Граждане, находящие на момент проведения референдума в иностранном государстве, вправе также участвовать в голосовании, в чём им обязаны содействовать дипломатические и консульские организации. Не обладают правом на участие во всеобщем голосовании лица, которые признаны судебными инстанциями недееспособными и находящие в местах лишения свободы по вступившему в силу судебному приговору.

Подробнее о ФЗ о конституционном суде тут:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ