Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

С какого года требуется разрешение на строительство

Регистрация построек на земельном участке

Зарегистрировав дом на садовом участке, нужно присвоить ему адрес. Инициатором может быть как собственник, так и администрация. Чтобы получить адрес, собственнику нужно написать соответствующее заявление в органы местного самоуправления. Далее решение принимается уполномоченным сотрудником.

По закону собственники недвижимости должны оплачивать ежегодный налог. Однако, если садовый дом расположен на территории СНТ и его площадь не превышает 50 кв. метров, то налогом он не облагается. Также налогообложению подлежат хозяйственные постройки общей площадью более 50 кв. м.

Как получить разрешение на капитальное строительство в Подмосковье

Что нужно знать до начала стройки, чтобы жить в доме с удовольствием? Разрешение на строительство дома. Изменения Уведомление о строительстве Перед началом строительства частного жилого дома до года нужно было получать разрешение на строительство. Но не во всех случаях. С года вариант только один — подавать уведомление о планируемом строительстве.

Причем теперь такое требование обязательно для строительства не только индивидуальных жилых домов, но и садовых, то есть любых частных капитальных жилых домов. На деле уведомление, несмотря на свое название, подлежит одобрению контролирующими государственными органами.

То есть нужно дождаться получения разрешения — ответного уведомления от государства — о соответствии заявленных параметров дома всем нормам и только потом начинать строительство. Узнайте, какие документы нужны частному застройщику до начала строительства Как было раньше: нужно было разрешение на строительство индивидуального жилого дома Раньше, до 4 августа года, при строительстве частных домов возникал вопрос о получении разрешения на строительство.

Хотя обязанность получать разрешение на строительство была не для всех случаев. Для строительства индивидуальных жилых домов обязанность получать разрешение на строительство была, а для садовых и дачных домов — не было. Чтобы понять, какой дом можно построить на участке, нужно было смотреть на вид разрешенного использования земельного участка. Если участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства, то по общим правилам получение разрешения на строительство требовалось.

Если земельный участок предоставлялся для ведения садоводства или дачного хозяйства, то получение разрешения на строительство дома не требовалось. Для возведение гаражей и сооружений вспомогательного использования разрешение на строительство получать не требовалось. При этом многие частные застройщики получали разрешения на строительство дома, которые сейчас называются садовыми, а не только для строительства индивидуальных жилых домов.

Причины могли быть разные: спокойствие застройщика, что дом будет оформлен по всем нормам, договоренность между жителями поселка на самом деле, просто неформальное требование управляющей компании коттеджного поселка о том, что все будут получать разрешение, чтобы точно все дома соответствовали требованиям законодательства.

Меня интересует проектирование и строительство дома Спасибо! Мы свяжемся с Вами. Согласен -на с политикой конфиденциальности и обработкой своих персональных данных Это очень важное поле, заполните его, пожалуйста Пожалуйста, укажите правильный e-mail Пожалуйста, укажите правильный номер телефона Отправить Это очень важное поле, заполните его, пожалуйста Пожалуйста, укажите правильный e-mail Пожалуйста, укажите правильный номер телефона ” ; console.

Теперь нужно подавать уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома или садового дома статья Если было получено разрешение на строительство, то дополнительно направлять уведомление не нужно. Если строительство началось до 4 августа года, но разрешение на строительство застройщик не получал, то до 1 марта года он вправе направить уведомление о планируемом строительстве. После окончания строительства застройщику нужно направить уведомление об окончании строительства, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получать не нужно.

Федеральный закон от Этот закон признал утратившим силу часть 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря года N ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”. Для оформления права собственности нужно было оформить технический паспорт, а чтобы получить технический паспорт нужно было получить разрешение на ввод в эксплуатацию. А ввод в эксплуатацию можно было получить только имея разрешение на строительство. По Федеральному закону N ФЗ до 1 марта года не нужно было предоставлять разрешение на ввод в эксплуатацию для получения технического плана, то есть оформить дом в собственность можно было по декларации.

Теперь, Федеральный закон N ФЗ отменил этот пункт. Значит, единственно возможным вариантом для частных застройщиков является направление уведомления о планируемом строительстве и получение уведомления о соответствии параметров дома требованиям. Я хочу проконсультироваться по вопросу уведомления разрешения на строительство Спасибо!

Подавать уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома или садового дома необходимо после подготовки проекта и до начала строительства дома. Узнайте, что важно при проектировании индивидуального жилого дома Продление или отмена дачной амнистии в году При этом действовала дачная амнистия.

Дачной амнистией вообще называют очень широкий круг актов, которые направлены на упрощение процедур оформления домов в собственность. Но не всегда это именно упрощение. Что касается дачной амнистии в отношении разрешения на строительство индивидуальных жилых домов , то было следующее. До 1 марта года не требовалось получение разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома. А что это означало? Для оформления права собственности нужен был технический паспорт, а чтобы получить технический паспорт нужно было, по общему правилу, получить разрешение на ввод в эксплуатацию.

А разрешение на ввод в эксплуатацию можно было получить только имея разрешение на строительство. И амнистия состояла в том, до 1 марта года не нужно было предоставлять разрешение на ввод в эксплуатацию для получения технического плана, то есть оформить дом в собственность можно было по декларации застройщика. Это все действовало в отношении индивидуальных жилых домов, для садовых домов получение разрешения на строительство вообще не требовалось.

Это была часть 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря года N ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, в которую неоднократно вносились изменения и срок продлевался начиная с года. Так вот новый Федеральный закон, вступивший в силу 3 августа года N ФЗ признал утратившим силу эту часть 4 статьи 8.

То есть дачная амнистия в этой части прекратила свое действие на полгода раньше срока, который был заявлен в начале года. Проект строительства дома для семьи с двумя детьми и бабушкой 3 рублей Посмотреть Что такое уведомление о планируемом строительстве дома и какие документы еще нужны Уведомление о планируемом строительстве — это документ, в котором частный застройщик извещает государство о том, что он собирается строить на своем участке именно такой дом, как указывает в уведомлении.

Помимо своих паспортных данных и сведений об участке застройщик указывает в уведомлении сведения о планируемых параметрах индивидуального жилищного дома или садового дома, в том числе об отступах от границ земельного участка, а также сведения о том, что дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости то есть, что это будет дом для одной семьи.

К уведомлению о планируемом строительстве нужно приложить следующие документы для граждан : документы на земельный участок если право зарегистрировано в ЕГРН , то этот документ не нужен ; доверенность если не сам застройщик подает документы ; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения либо указание на типовое архитектурное решение, по которому планируется строительство.

То есть если участок под строительство дома расположен в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к дому на таком участке предъявляются повышенные требования.

Описание внешнего облика индивидуального жилого или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание: указание на параметры объекта дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик дома, а также описание иных характеристик дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика дома, включая фасады и конфигурацию дома.

Само по себе уведомление о планируемом строительстве, поданное застройщиком, еще не дает право начинать строительство. Нужно дождаться получения уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта.

Если участок не в границах исторического поселения, то срок для получения ответного уведомления от госорганов 7 рабочих дней, если нужно проверять соответствие планируемого дома историческим особенностям региона, то срок увеличивается до 20 рабочих дней. Уведомление о соответствии дает право на строительство дома в соответствии с заявленными и одобренными параметрами в течение десяти лет со дня направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве.

Форма уведомления о планируемом строительстве дома Улучшает ли уведомление о планируемом строительстве положение застройщика по сравнению с разрешением на строительство? Вроде бы на этапе подачи документов преимущества есть — перечень документов сократился.

Если раньше, для получения разрешения на строительство, нужен был градостроительный план земельного участка и схема планировочной организации земельного участка, то в списке документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве этих документов нет.

Однако уведомление не смотря на свое название, требует согласовательного ответа от государственных органов. А значит могут и отказать в согласовании. И если посмотреть на причины отказа в выдаче согласовательного уведомления, то можно заметить, что нововведения ухудшили положения частных застройщиков.

Форма уведомления о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и допустимости размещения на участке Будете ли вы довольны своим домом? Причины отказа: уведомление о несоответствии параметров дома и недопустимости размещения объекта на участке Раньше выдавали документ об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Теперь в ответ на уведомление о планируемом строительстве дома уведомление застройщика выдают либо уведомление о соответствии параметров дома требованиям согласовательное уведомление , либо уведомления о несоответствии параметров дома и или недопустимости размещения объекта на участке. Во-первых, откажут, если в уведомлении застройщика были указаны параметры дома, которые: не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом или другими федеральными законами.

Ранее, с разрешением на строительство основанием для отказа в его выдаче было несоответствие заявленной схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана. То есть были два понятных документа: градостроительный план, который можно было бесплатно получить от государства, и схема участка с обозначением места расположения дома. Если раньше никаких противоречий между этими документами не было, то и причин для отказа не было. Нынешняя норма о несоответствии параметров дома широкому кругу федеральных законов и документации по планировке территории может значительно увеличить число отказов в выдаче согласовательных уведомлений, то есть привести к выдаче уведомлений о несоответствии параметров дома и или недопустимости размещения объекта на участке.

Во-вторых, причиной отказа может быть, если размещение дома, указанного в уведомлении застройщика не допускается в соответствии: с видами разрешенного использования земельного участка и или ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Если первый пункт более-менее однозначен: если участок под огородничество, то на нем нельзя построить никакой жилой дом, только разбивать огород. То во втором подпункте опять идет отсылка ко всему законодательству РФ, что опять же открывает широкие возможности для отказа.

Третье основание для отказа, очевидно, с ним не поспоришь — если уведомление было подано лицом, которое не имеет прав на земельный участок. Несмотря на то, что напрямую градостроительного плана земельного участка нет в перечне документов для официального начала строительства, мы рекомендуем его получать для минимизации рисков выдачи уведомления о несоответствии параметров дома требованиям. Обычно нужно обратиться в администрацию муниципального образования, к которому относится земельный участок.

Непосредственно составляет проект разрешения подразделение комитет, управление и т. В Московской области, как правило, эти вопросы решаются в МФЦ по месту нахождения участка. Мне понравился подход к делу вашего бюро , и я хочу обсудить детали создания своего дома. Мы Вам позвоним.

Что такое разрешение на строительство?

Строить дом на участке без разрешения на строительство, полученного от муниципалитета, запрещено. Это официальный документ, который обеспечивает законность строительства капитального объекта. Без его наличия нельзя в дальнейшем ввести дом в эксплуатацию и зарегистрировать на него право собственности в Росреестре.

Ранее получать разрешение на строительство дома на земле ИЖС было не нужно. Однако в 2019 году были внесены поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые установили порядок получения разрешительной документации для строительства отдельно стоящих домов с количеством этажей не более трех.

В ст. 51 установлены основные нюансы процедуры получения необходимой документации. Без этого возведение жилого здания будет считаться незаконным, а постройка признается самовольной.

Разрешение на строительство подтверждает, что постройка соответствует проекту, а также существующим законодательным и санитарным нормам. При подаче бумаг на получение разрешительного документа проверяется:

  • соответствие проектной документации требованиям законодательства;
  • допустимость расположения капитального объекта на данном участке исходя из вида его разрешенного использования.

Процесс выдачи и проверки бумаг строго регламентирован. Гражданину, планирующему строительство без разрешения, следует учесть, что в дальнейшем постройку можно будет узаконить только в судебном порядке.

Что такое разрешение на строительство и когда оно нужно: последние новости в сфере

Прежде чем начать работы, уточните, потребуется ли разрешение на строительство дома на дачном участке — документ, удостоверяющий, что проект соответствует требованиям регламента. Его оформляют не всегда, поскольку в 2018 г. вступили в силу изменения в Градостроительном кодексе. Разрешительный порядок был заменен уведомительным, поэтому для строительства объекта ИЖС или садового домика вам понадобится лишь проинформировать соответствующие органы. Также было отменено понятие “дачный дом”: в 2019 г. он рассматривается как садовый.

Учтите и результаты введения нового ФЗ № 217, вступившего в силу в начале года. Согласно его положениям, участки под личное подсобное хозяйство (ЛПХ) классифицируются как выделенные под садоводство или огородничество. Построить дом ИЖС или садовое здание можно только в первом случае.

Узнать об изменениях и уточнить, когда разрешение на строительство не требуется, вы можете из видео:

Статья 51. Выдача разрешений на строительство

Статья Лица, указанные в частях В случае, если документы, предусмотренные пунктами 1 – 4 части В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии “Росатом” или Государственную корпорацию по космической деятельности “Роскосмос” обязано представить лицо, указанное в части В срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи.

Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7. Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является: 1 отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 – 4 части При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство; 5 несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и или ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью В случае, если разрешение на строительство выдано обладателю сервитута, публичного сервитута, при образовании земельных участков в границах сервитута, публичного сервитута, переходе прав на такие земельные участки действие указанного разрешения сохраняется.

Утратила силу. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Комментарий к Ст. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства может осуществляться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также гражданами на земельных участках, для которых градостроительным планом разрешены соответствующие параметры и виды использования.

Такие земельные участки могут находиться у указанных субъектов на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды.

Учитывая тенденцию постепенного сокращения разновидностей титулов прав на землю, право собственности или право аренды будут теперь доминировать. ЗК РФ предусматривает две процедуры предоставления земельных участков для строительства: с предварительным согласованием мест размещения объекта и без предварительного согласования мест размещения объекта.

Процедура предварительного согласования мест размещения объекта носит переходный характер и прекращает свое существование с момента принятия правил землепользования и застройки. Максимальный срок их принятия – до 1 января г.

После указанной даты для органов местного самоуправления исключается возможность предоставления земельных участков под большинство видов застройки, и, тем самым теряется важнейший инструмент регулирования земельных и градостроительных отношений в муниципальных образованиях. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах конкурсах, аукционах в соответствии со статьей 38 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. ЗК РФ – в постоянное бессрочное пользование.

Религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, а также постоянного бессрочного пользования в том числе под застройку впервые не осуществляется, однако ранее предоставленные на данных титулах земельные участки сохраняются за ними в полном объеме.

Следовательно, данный вид прав на землю является для них легитимным при получении разрешения на строительство главным образом, индивидуальное жилищное строительство либо реконструкцию и капитальный ремонт. Такой вывод следует из п. Указанные правообладатели земельных участков должны иметь соответствующие документы, подтверждающие вид прав на землю.

Таковыми являются договор аренды; договор безвозмездного срочного пользования; свидетельство о государственной регистрации права собственности; свидетельство о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования.

Сохраняют свою юридическую силу и правоустанавливающие документы, выданные гражданам и юридическим лицам по формам, утвержденным в х годах. Юридическое значение разрешения на строительство состоит в следующем. Во-первых, только после получения разрешения на строительство застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома или иных объектов недвижимости п. Во-вторых, наличие разрешения на строительство означает легализацию органами публичной власти намечаемой деятельности.

Отсутствие такого разрешения влечет за собой применение к построенному объекту последствий самовольной застройки. Так, ст. Правовые последствия отсутствия разрешения на строительство и, следовательно, квалификации постройки в качестве самовольной означает, что осуществившее ее лицо не приобретает на нее право собственности.

Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка по общему правилу подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Аналогичное требование содержит и специальное законодательство. Так, согласно п. В тоже время, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном бессрочном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Комментируемая статья 51 ГрК РФ достаточно четко регламентирует процедуру выдачи разрешения на строительство различными органами публичной власти. При этом полномочия по выдаче разрешений для органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ сформулированы по методу исключения из общего правила.

Выглядит это следующим образом: а органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ выдают разрешение на строительство только лишь двух видов объектов: Бесплатная юридическая консультация по телефонам:.

Статья 51. Выдача разрешений на строительство

Лица, указанные в частях В случае, если документы, предусмотренные пунктами 1 – 4 части В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии “Росатом” или Государственную корпорацию по космической деятельности “Роскосмос” обязано представить лицо, указанное в части В срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи.

Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или со дня внесения изменений в разрешение на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” или Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” указанные органы, организация, государственная корпорация уведомляют о таком решении или таких изменениях:.

В случае, если разрешение на строительство выдано обладателю сервитута, публичного сервитута, при образовании земельных участков в границах сервитута, публичного сервитута, переходе прав на такие земельные участки действие указанного разрешения сохраняется.

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства может осуществляться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также гражданами на земельных участках, для которых градостроительным планом разрешены соответствующие параметры и виды использования. Такие земельные участки могут находиться у указанных субъектов на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды.

Учитывая тенденцию постепенного сокращения разновидностей титулов прав на землю, право собственности или право аренды будут теперь доминировать. ЗК РФ предусматривает две процедуры предоставления земельных участков для строительства: с предварительным согласованием мест размещения объекта и без предварительного согласования мест размещения объекта. Процедура предварительного согласования мест размещения объекта носит переходный характер и прекращает свое существование с момента принятия правил землепользования и застройки.

Максимальный срок их принятия – до 1 января г. После указанной даты для органов местного самоуправления исключается возможность предоставления земельных участков под большинство видов застройки, и, тем самым теряется важнейший инструмент регулирования земельных и градостроительных отношений в муниципальных образованиях.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах конкурсах, аукционах в соответствии со статьей 38 ЗК РФ. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п.

ЗК РФ – в постоянное бессрочное пользование. Религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, а также постоянного бессрочного пользования в том числе под застройку впервые не осуществляется, однако ранее предоставленные на данных титулах земельные участки сохраняются за ними в полном объеме.

Следовательно, данный вид прав на землю является для них легитимным при получении разрешения на строительство главным образом, индивидуальное жилищное строительство либо реконструкцию и капитальный ремонт.

Такой вывод следует из п. Указанные правообладатели земельных участков должны иметь соответствующие документы, подтверждающие вид прав на землю. Таковыми являются договор аренды; договор безвозмездного срочного пользования; свидетельство о государственной регистрации права собственности; свидетельство о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования.

Сохраняют свою юридическую силу и правоустанавливающие документы, выданные гражданам и юридическим лицам по формам, утвержденным в х годах. Юридическое значение разрешения на строительство состоит в следующем. Во-первых, только после получения разрешения на строительство застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома или иных объектов недвижимости п.

Во-вторых, наличие разрешения на строительство означает легализацию органами публичной власти намечаемой деятельности. Отсутствие такого разрешения влечет за собой применение к построенному объекту последствий самовольной застройки. Так, ст. Правовые последствия отсутствия разрешения на строительство и, следовательно, квалификации постройки в качестве самовольной означает, что осуществившее ее лицо не приобретает на нее право собственности.

Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка по общему правилу подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Аналогичное требование содержит и специальное законодательство. Так, согласно п. В тоже время, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном бессрочном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Комментируемая статья 51 ГрК РФ достаточно четко регламентирует процедуру выдачи разрешения на строительство различными органами публичной власти. При этом полномочия по выдаче разрешений для органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ сформулированы по методу исключения из общего правила. Выглядит это следующим образом:. Перечень оснований для такого выкупа указан в ст. Туда входят: выполнение международных обязательств РФ; размещение федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов обороны и безопасности и ряда иных объектов при отсутствии других вариантов возможного размещения таких объектов.

Иными федеральными законами и законами субъектов РФ указанный перечень может быть дополнен. Кроме того, для органов местного самоуправления предусмотрена и исключительная компетенция по выдаче разрешений на строительство по аналогии с РФ и субъектами РФ на своем, конечно, уровне. Закон о местном самоуправлении выделяет четыре разновидности муниципальных образований: поселения, муниципальные районы; городские округа; внутригородские территории.

Однако данное полномочие там упоминается только применительно к вопросам местного значения поселений ст. Поскольку ст. Комментируемой статьей сформулирован исчерпывающий перечень случаев правомерности отказа в выдаче разрешений на строительство, что допускается в случае не соответствия представленных документов:. Такие разрешения выдаются главой местной администрации после проведения публичных слушаний в порядке, указанном ст. Такие решения могут быть приняты при наличии неблагоприятной ситуации для застройки участка, и выражаться, например, в разрешении на строительство многоквартирного дома меньшей площади или этажности, чем это предусмотрено градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны.

Не меньшее юридическое значение для правообладателей земельных участков имеет установление ч. К числу таких случаев относится строительство гаража, садового или дачного дома и ряд иных. Примечательно в этой связи два обстоятельства. Во-первых, в свете данной нормы на дачном участке то есть земельном участке в дачном некоммерческом объединении граждан может быть возведен жилой дом, который подлежит постановке в таком качестве на учет и где разрешается регистрация и постоянное проживание граждан.

Такой вывод следует из ст. Для строительства такого дома не требуется получение разрешения на строительство, в то время как для строительства индивидуального жилого дома возможно аналогичного размера и площади получение разрешения на строительство обязательно и срок его действия 10 лет ч.

Во-вторых, теоретически допустима ситуация, когда физическое лицо индивидуальный предприниматель строит многоквартирный дом, а во дворе возводит многоэтажный гараж. При буквальном толковании ч. Представляется, что необходима новая редакция данной нормы, в которой необходимо указать, что разрешение на строительство не требуется для строительства индивидуального гаража, расположенного на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства.

Это позволит избежать путаницы и противоречий в правоприменительной практике. Закон об архитектурной деятельности п. Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Представляется, что данная норма вступает в противоречие с комментируемой статьей, предусматривающей ч. В силу ч. С 1 января г. Между тем, определяя порядок выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, ГрК РФ не регулирует процедуру аннулирования приостановления действия разрешения на строительство. В соответствии с ч. В сложившейся практике выдачи разрешений на строительство вопрос о сроке действия разрешения на строительство и правовых последствиях его истечения включая вопросы процедуры переоформления разрешения на строительство продолжает оставаться актуальным.

Вводный закон определяет, что разрешения на строительство, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие ГрК РФ, признаются действительными. Срок действия разрешения на строительство определяется проектом организации строительства объектов капитального строительства, то есть может быть равным и 20, и 30 годам. Императивно срок действия разрешения на строительство установлен только для индивидуального жилищного строительства.

Это очень важная новелла, поскольку ранее срок действия разрешения на строительство составлял не более трех лет, что создавало искусственные преграды для граждан и юридических лиц. В случае истечении срока действия разрешения на строительство, гражданам и юридическим лицам необходимо обратиться в орган публичной власти, выдавший разрешение на строительство обычно орган местного самоуправления , с заявлением о его перерегистрации. Выдача разрешения на строительство, а также его перерегистрация, осуществляются бесплатно.

Для перерегистрации разрешения на строительство необходимо подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. Отказ в продлении срока будет правомерен лишь в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Застройщику не требуется собирать и прилагать к такому заявлению обосновывающую документацию или заключение органа публичной власти о возможности такого продления.

При переходе права собственности на объекты недвижимости действие разрешения на строительство сохраняется. По вопросам выдачи разрешений на строительство в отличие от многих других проблем и процедур в сфере градорегулирования сложилась довольно обширная судебная практика, на двух примерах из которой следует остановиться. Бовина в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривала конституционность ряда положений старого Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая г.

На основании названных норм решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 6 февраля года, оставленным без изменения кассационной и надзорной судебными инстанциями, было отказано в удовлетворении искового заявления О. Рассмотрев данное заявление, Конституционный суд отметил, что оспариваемые нормы не нарушают конституционных прав заявительницы, а потому данная жалоба не является допустимой.

Кроме того, как следовало из представленных заявительницей материалов, правила застройки в городе Слюдянке Иркутской области не разрабатывались; проектом детальной планировки города Слюдянки предусмотрено долгосрочное резервирование земель под муниципальные нужды – размещение объектов общественно-культурного центра; в соответствии со статьей 83 ЗК РФ земельные участки могут быть изъяты для указанных нужд в установленном законом порядке, в том числе путем выкупа.

Фактически, ставя перед Конституционным Судом РФ вопрос о проверке конституционности оспариваемых норм, заявительница выражает несогласие с вынесенными по ее делу актами должностных лиц и судебными решениями. Между тем проверка законности и обоснованности судебных решений и действий должностных лиц требует исследования и оценки фактических обстоятельств дела и не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Управление федеральной антимонопольной службы России по Калининградской области обратилось в суд с заявлением о признании недействующими положений статьи 40 Градостроительного кодекса Калининградской области в части требования о необходимости получения разрешения на строительно-монтажные работы, ссылаясь на то, что строительно-монтажные работы являются неотъемлемой частью строительства, что подтверждается положениями п.

Верховный Суд отметил, что федеральное законодательство не предусматривает право органов архитектурно-строительного надзора выдавать разрешения на производство работ, являющихся частью строительства.

Эти органы в соответствии со ст. Согласно ст. Ведомственные нормативные правовые акты, ограничивающие права граждан и юридических лиц могут быть изданы только в соответствии с федеральным законом, которого не имеется. Руководствуясь ст.

Во-первых, существует массовая практика требования получения разрешения на строительно-монтажные работы в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Например, согласно п. Приступить к производству строительно-монтажных работ заказчик застройщик может после получения соответствующего разрешения.