Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Закон об инклюзивном образовании в россии

Документы РФ по инклюзивному образованию

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Россия 24. Интервью 04 06 2019

Разделы: Инклюзивное образование. Ключевые слова: начальная школа , инклюзия , права ребенка , закон об образовании , доступная среда. Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей личностная успешность ; потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества социальная успешность ; потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии профессиональная успешность.

Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире.

Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования.

Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование. Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.

Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.

Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения. Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Теоретическую основу исследования составляют работы С. Алехиной, Е. Воронич, Н. Мёдовой, М. Перфильевой, С. Прушинского, М. Семаго, Ю. Симоновой и др. Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.

Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

Инклюзивное образование – это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а так же основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.

Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [8]. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [2].

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. В основе развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, а также нормы современного российского законодательства таблица 1 приложение 2.

Приведенные международные правовые акты, а также современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков.

Национальная стратегия действия в интересах детей на гг. Указом Президента РФ от 1 июня г. Кроме того, планируется внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Таким образом, инклюзивное образование — новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования. Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе классе при общеобразовательной школе. Сущность концепции инклюзивного образования и ее отличия от стандартного, специализированного и интегрированного образования представлена на рисунке 1.

При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями [9].

Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в обучении учеников с особыми образовательными потребностями:.

Наиболее значимыми для реализации системы инклюзивного образования являются социальные барьеры. Поэтому школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, должна принять, как свою школьную культуру, соблюдение основных принципов инклюзивного образования.

Их восемь:. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;. Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:.

Таким образом, школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений.

Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний.

Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс не стихийно, а при создании специальных условий обучения, и им оказывается необходимая специальная поддержка.

Проекты по инклюзивному образованию уже реализованы в Москве, Томске, Самаре, Улан-Удэ Республика Бурятия , Ухте Республика КОМИ в рамках нескольких действующих моделей, каждая из которых обладает как своими преимуществами и сильными сторонами, так и определёнными рисками и ограничениями.

При построении инклюзивной модели обучения в начальной школе, необходимо учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, проектирование модели инклюзивного образования в начальной школе должно строиться в рамках общешкольной модели.

Во-вторых, построение модели инклюзивного образования осуществляется на основе концепции развития школы, и предусматривает следующие аспекты:. На уровне школы в целом внедрение модели инклюзивного образования достигается при одновременном развитии трех равноправных составляющих:.

Все эти три аспекта очень важны для развития инклюзии в школе. В любом плане реформ и изменений, проводимых в школе, необходимо уделять внимание всем трем направлениям. Непосредственно проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы имеет целью обоснование создания и реализации специальных условий для развития и социальной адаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями и их сверстников, включающих:.

Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:. В результате педагогического проектирования прогнозируется создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной системы.

В качестве примера в Приложении 1 приведен проект реализации модели инклюзивного образования в начальной школе. Инклюзивное образование – это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

В основе развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, а также нормы современного российского законодательства.

В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения. При построении инклюзивной модели обучения в начальной школе, необходимо учитывать, что проектирование данной модели на уровне начальной школы должно строиться в рамках общешкольной модели.

Результатом педагогического проектирования выступает создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной системы. Проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы включает разработку полисубъектного компонента, системы нормативно-правового обеспечения, межведомственного взаимодействия, методического обеспечения, материально-технического обеспечения, организационно-содержательного компонента.

Пример проекта реализации модели инклюзивного образования на уровне начальной школы рассмотрен в рамках данной работы. Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации Рыбкина Наталья Викторовна , учитель начальных классов. Введение Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей личностная успешность ; потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества социальная успешность ; потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии профессиональная успешность.

Задачи исследования: определить понятие и нормативную основу реализации инклюзивного образования в России; рассмотреть сущность инклюзивного образования и принципы его реализации; раскрыть аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе. Глава 1. Понятие и нормативная основа реализации инклюзивного образования в России 1.

В основе развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, а также нормы современного российского законодательства таблица 1 приложение 2 Приведенные международные правовые акты, а также современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков.

Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Рисунок 1. Специфика организации системы инклюзивного образования [10] При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

Их восемь: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4.

Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [9]. Глава 2. Аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе 2. Результаты проектов по развитию инклюзивного образования В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс не стихийно, а при создании специальных условий обучения, и им оказывается необходимая специальная поддержка.

Условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса Непосредственно проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы имеет целью обоснование создания и реализации специальных условий для развития и социальной адаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями и их сверстников, включающих: 1.

Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса: – организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды; – создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; – формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации; – применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы; – адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ; – адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

Повышение профессиональной компетенции педагога. Заключение Инклюзивное образование – это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование. Список использованной литературы Воронич Е.

Мёдова Н. Инклюзивное образование в схемах и таблицах. Перфильева М.

Российские родители выступили на крупнейшем европейском конгрессе по аутизму в Ницце, который проводит ассоциация Autism-Europe. Воспитанники реабилитационного центра в Истре на один день стали стилистами-парикмахерами. Инклюзивное обучение — это когда дети с аутизмом полностью или частично учатся в общеобразовательной школе. Современные исследования показали, что такое обучение полезно, причем в том числе и детям без нарушений развития. Только его необходимо выстраивать индивидуально и грамотно продумывать методологию обучения. В России открытия ресурсных классов добились сами родители.

Закон об инклюзивном образовании

Инклюзивное образование – это достаточно передовая система обучения детей, которые имеют некоторые особенности в развитии и проблемы со здоровьем!

Главной особенностью подобной формы образования является то, что детки с отклонениями и проблемами учатся не отдельно, но вместе со здоровыми детьми.

Регулируется инклюзия ФЗ, специальным законом об образовании. Здесь прописаны следующие правила:

  1. Каждый ребенок имеет право учиться вместе с остальными.
  2. Дети должны иметь равный доступ к образовательным процессам.
  3. Доступ должен обеспечиваться вне зависимости от потребностей и возможностей ребенка.

Еще не так давно детей с уникальными образовательными потребностями обучали отдельно. По этой причине они выпадали не только из общего процесса обучения, но также из социальной жизни. Это неблагоприятно сказывалось на развитии личности ребенка. Потому было принято решение внедрить специальное инклюзивное образование.

По сути инклюзивная форма образования представляет особый обучающий процесс, при котором соблюдается два важных правила:

  1. К проблемным деткам осуществляется индивидуальный подход.
  2. Ребят с проблемами нельзя дискриминировать.

Чтобы совместить данные два правила в систему общего образования была внедрена специальная система инклюзии.

Закон об инклюзивном образовании 2012

Еще больше интересного ищите на ria.ru

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

ria.ru