Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

44 фз сроки оплаты по контракту

Отличия государственного контракта поставки товаров от других договоров

Государственный контракт отличается от иных гражданско-правовых договоров.

На основании ст. 420 ГК под договором понимается соглашение двух и более лиц по вопросам установления, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей. В ст. 526 ГК подчеркивается, что по государственному и муниципальному контракту производятся закупки для обеспечения государственных и местных муниципальных целей. Таким образом, первое отличие контракта от договора состоит в том, что одной из сторон по контракту выступают государственные и муниципальные заказчики.

В ст. 3 44-ФЗ подчеркивается, что под контрактом понимается гражданско-правовой договор на закупку товаров, работ и услуг, который подписывается от имени РФ, субъекта или муниципального образования.

Цели подписания договора могут быть любыми, но не должны противоречить законодательству. Муниципальные контракты подписываются для удовлетворения местных интересов. Исполнителями государственного контракта могут быть:

  1. Любое юридическое лицо (за исключением компаний из офшоров).
  2. Индивидуальный предприниматель.
  3. Физическое лицо.

Помимо субъектного состава, контракты отличаются от договоров сферой правового регулирования. Так, подписание государственных контрактов опирается на специфичные нормы 44-ФЗ (его нормы имеют приоритет перед ГК), а обычного договора – на ГК.

Разница между государственным контрактом и договором состоит в следующем:

  1. Госконтракт подписывается по итогам торгов (конкурентной процедуры), подписание его в неконкурентном порядке является исключением по нормам ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Обычный договор в большинстве случаев подписывается без торгов: одна сторона делает второй предложение, а та его поддерживает и подписывает договор.
  2. Изменение субъектного состава. В рамках контракта может быть изменен только заказчик, тогда как вторая сторона остается неизменной. По договору изменение субъектного состава допустимо по соглашению сторон.
  3. Сроки подписания строго регулируются законодательно. Например, в рамках аукциона – не ранее 10 дней после подписания итогового протокола, конкурса – не ранее 10 и не позднее 20 дней и пр. Если победитель закупки не уложится в отведенные сроки, то он будет признан уклонившимся, и сведения о нем будут переданы в РНП. Сроки подписания гражданско-правового договора определяются соглашением сторон.
  4. Требования к поставщикам по 44-ФЗ прописаны законодательно и не подлежат расширительной трактовке. Включение заказчиком в закупочную документацию дополнительных требований к поставщикам может рассматриваться, как ограничение конкуренции, и грозит заказчику наказанием. В рамках коммерческих отношений заказчики сами вправе разрабатывать критерии отбора поставщика.
  5. Существенные условия контракта и договора определены в Гражданском кодексе. В рамках 44-ФЗ к существенным условиям дополнительно относят твердость (неизменность) цены, сроки и условия оплаты, обеспечение исполнения контракта. Стороны должны согласовать дополнительно иные существенные условия договора.
  6. Цель подписания государственного контракта состоит в реализации государственных и муниципальных интересов, договора – частных интересов.
  7. Ответственность сторон. За неисполнение договорных условий или нарушение сроков установлена ответственность по ст. 34 44-ФЗ, и она не может корректироваться по усмотрению заказчика. Ответственность прописывается в контракте. Наличие положений об ответственности поставщика является обязательным условием контракта, тогда как в рамках обычного контракта допускается не прописывать указанное условие и ответственность будет наступать по нормам ГК.
  8. В контракте в обязательном порядке указывается порядок оплаты, сроки оплаты, правила приемки работ.
  9. Особенностью контракта является право заказчика устанавливать обеспечение в виде денежных средств или банковской гарантии.
  10. Изменения в государственный контракт вносить запрещено, кроме перечня исключений по ст. 95 44-ФЗ. В договоры изменения вносятся по соглашению сторон.

Таким образом, государственный контракт поставки обладает всеми особенностями и характеристиками стандартного договора, но обладает некоторыми отличительными чертами. Специфика государственного контракта на поставку состоит только в предмете закупки: в нем детально описывается приобретаемый на бюджетные средства товар, тогда как в договорах подряда должна быть описана услуга в данном разделе.

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К существенным условиям по контракту относят следующие:

  1. Цена.
  2. Сроки действия госконтракта.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Порядок оплаты.
  5. Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила бюджетного финансирования (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в дополнительном соглашении, подписываемом сторонами.

Результатом исполнения госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.

В стадии исполнения контракта включаются:

  1. Поставка товаров, работ и услуг.
  2. Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней экспертизой, проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  3. Оплата товаров и услуг.
  4. Размещение отчета в ЕИС по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов. Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами.

По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ. Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров). В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта. После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов. Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам малого бизнеса и социально ориентированным НКО, то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются штрафы.

Нормативная основа и основные понятия, требующие толкования

В настоящее время основными нормативными актами являются:

  • Постановление Правительства Российской Федерации №1042, датированное 30 августа 2017 года. Данным Постановлением были утверждены Правила, в соответствии с которыми осуществляется расчет всех сумм штрафных санкций в зависимости от того, о какой сумме контракта идет речь;
  • статья 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая дает толкование понятия «Цена», что необходимо для понимания ключевых терминов, используемых в указанном выше Постановлении Правительства;
  • статья 330 ГК РФ, дающая определение просрочки исполнения обязательств по контракту;
  • статья 395 ГК РФ, которая предусматривает меры ответственности за нарушения обязательств финансового плана (положения данной статьи могут быть применимы в случаях, когда речь идет о невозвращении в установленный срок обеспечения исполнения по контракту, а также о случаях, когда не осуществлена в необходимые сроки оплата по контракту со стороны заказчика).

В Постановлении Правительства Российской Федерации №1042 содержится термин «стоимостное обязательство».

В действующем российском законодательстве, а также в нормативно-правовых актах, принятых во исполнение норм федерального законодательства, не содержится определение указанного термина.

Пример 1. Заказчик заключил контракт на поставку цветов в виде букетов. Букеты должны поставляться по заявкам заказчика строго в том виде, который описан в техническом задании к контракту, а также в специально согласованном каталоге. Заказчик направляет одну заявку на поставку букета в соответствии с техническим заданием. Исполнитель составил букет другого вида, а при его осмотре оказалось, что цветы в букете несвежие, а также отличаются от заявленных в техническом задании по своим размерам (мельче). В данном случае речь идет о нарушении обязательств стоимостного типа, так как у букета (в соответствии с условиями контракта) имеется своя цена, на величину которой заказчик понес убытки, так как ему пришлось срочно искать замену такого букета.

Пример 2. Заказчик заключил контракт на поставку автомобильных  расходных материалов (антифриз и низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость). Во время первой поставки товар оказался не соответствующим заявленным в ведомости поставки физико-химическим свойствам. Поставщик заменил антифриз (заказчик его принял в полном объеме), а стеклоомывающую низкозамерзающую жидкость менять отказался, сославшись на то, что на заводе-производителе есть только тот вариант, который был поставлен первый раз. В данном случае отказ от замены является выражением нарушения нестоимостного обязательства по контракту.