Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Закон 3 стадий

6. Закон трех стадий истории о. Конт*

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Позитивизм. Ненужность философии.

Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные нации, считал О.

Здоровые умозрения должны беспрерывно улучшать условия индивидуального или коллективного существования. Но человечество, по Конту, лишь постепенно сможет прийти к положительной науке об обществе. Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О.

Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного позитивного. Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим религиозным , затем метафизическим философским, абстрактно-теоретическим и, наконец, позитивным научным методом мышления.

Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология.

Так он называл вначале социологию. В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо индивиды и общество. Каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено статически и динамически. Но в отличие от биологии, социология. Социолог должен наблюдать прежде всего за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений. Через всю социологическую концепцию О. Великий политический и моральный кризис современного общества, рассуждал Конт, обусловлен в первую очередь умственной анархией.

Наблюдающий социолог легко фиксирует отсутствие в обществе общих идей, выдвигая на основе изучения эмпирических фактов новые и приемлемые для всех идеи, раскрывая процесс становления новой общности принципов и создания соответствующих учреждений, способствующих полному преодолению общественного кризиса. Пока же отдельные умы не примкнут единодушно к некоторому числу общих идей, на основании которых можно построить общую социальную доктрину, писал О. Конт, народы, несмотря ни на какие политические паллиативы, по необходимости останутся в революционном состоянии и будут вырабатывать только временные учреждения.

Но Конт предупреждал, что необходимо только мудрое вмешательство в естественный ход общественной жизни. А для этого надо привести в стройную систему все знания о личностном и коллективном человеческом существовании, одновременно изучив мысли, чувства идействия людей. Только точная оценка естественного ходаэволюции человечества может дать теоретический фундамент для мудрого вмешательства.

Саму социологию О. Конт подразделял на две основные части – социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая – законы их развитая и изменения. Социальная статика, по Конту, — это , по сути дела, анатомия общества, теория общественногопорядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии консенсуса.

Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно так же, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности.

В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности. Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О. Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества.

Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество. И вся история человечества у О. Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем вес больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь, приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе.

Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма. Без этого невозможен общественный прогресс. Поэтому следование общественному порядку, подчинение государству и его установлениям, считает Конт, — это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества в идеале должно базироваться, прежде всего, на духовном, моральном единстве. И здесь особенно велика, на взгляд Конта, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка: рушится вера, распадаются и социальные связи.

Социальная динамика О. Конта — это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными например, климат, раса, прирост населения, разделение труда , безусловный приоритет он отдавал первичным — духовным, умственным. Трем указанным выше ступеням умственного развития человечества — теологической, метафизической и позитивной — соответствуют и три стадии исторического прогресса. Первая — теологическая — охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XIII в.

Она характеризуется господством религиозного мировоззрения, военно-авторитарными политическими режимами во главе с жрецами и военными. Контом как критическая, переходная. В духовной сфере на первый план здесь выдвигаются философы-метафизики, а в политической — юристы, литераторы, публицисты. На третьей, высшей — позитивной — стадии, начавшейся в XIX столетии, вместе с утверждением позитивного, научного сознания, согласно контовской социальной динамике, наступает расцвет промышленности, науки, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаристский образ жизни, на смену аристократии приходит социократия, принципы построения, функционирования и развития которой разрабатываются особой прикладной наукой, базирующейся на социологии, — позитивной политикой.

Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты. В осуществлении идеалов позитивной политики важную роль отводил О. Конт пролетариату, при условии его отказа от социалистических взглядов и попыток покушения на священную частную собственность.

Значение социологии О. Конта определяется прежде всего тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода и вопреки господствовавшим в то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим взглядам он впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов, его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос проведении эмпирических исследовании в данной науке; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Однако О. Конту не удалось достаточно четко определить предмет и метод новой науки; в его трудах — характерная для позитивизма недооценка значения общей теории и абсолютизация роли изучения отдельных социальных фактов, эмпиризм, неправомерная аналогия социальных явлений, процессов и законов с теми, что изучаются в естествознании. Огюста Конта часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества.

Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит “наука об обществе”. Конт родился во Франции в г. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции.

Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, полагал Конт, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой.

Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Две идеи просматриваются в ходе развития социологии. И обе они берут начало в работах Огюста Конта. Первая – применение научных методов для изучения общества. Вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ. Конт был убежден, что добытые наукой знания могут послужить благосостоянию общества.

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом — и Ф. Энгельсом — в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются прежде всего через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Существует множество толкований социологии марксизма, каждое из которых претендует на истинное выражение мыслей Маркса. Какая же версия является действительно истинной? Этот важный вопрос по некоторым данным западных социологов сегодня почти миллиард людей воспитаны в духе этого учения можно в определенной степени разрешить, если прежде всего определиться с общими методологическими подходами к социологическому наследию Маркса и Энгельса. Отметим три принципиальных соображения.

Их идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими. Следует иметь в виду, что с изменением общественных реалий социологические воззрения Маркса и Энгельса во многом становились другими.

Безусловно, социология марксизма второй половины XIX в. В произведениях 70— х гг. Но их значимость справедливее интерпретировать иначе — как обоснование принципов сбора социологической информации при изучении постоянно эволюционирующей реальности. Дата публикования: ; Прочитано: Нарушение авторского права страницы Заказать написание работы.

Главная Случайная страница Контакты Заказать. Но в отличие от биологии, социология рассматривает действующих и способных действовать индивидов как социальные образования, то есть в контексте их взаимодействия с себе подобными.

Отключите adBlock!

Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные нации, считал О. Здоровые умозрения должны беспрерывно улучшать условия индивидуального или коллективного существования. Но человечество, по Конту, лишь постепенно сможет прийти к положительной науке об обществе. Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного позитивного. Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим религиозным , затем метафизическим философским, абстрактно-теоретическим и, наконец, позитивным научным методом мышления.

2.1. Закон трех стадий

2.1. Закон трех стадий
Социология начиная с Огюста Конта, которого счи­тают родоначальником этой науки, сосредоточивалась прежде всего на анализе культурных закономерностей функционирования и развития общества. Хотя сам Конт считал жизнь общества естественным и объектив­но закономерным процессом, он не уставал повто­рять, что человеческое общество — это прежде всего общность духа. «Идеи управляют и переворачивают мир.. . весь социальный механизм покоится в конце концов на мнениях». Органическое единство человечества или его части гарантируется «всеобщим согласием», зиждущемся прежде всего на связях мо­рально-эмоционального характера. Социальные инсти­туты являются гарантами согласия. Таково прежде всего государство, главная задача которого — предуп­реждать «фатальную склонность к коренному расхож­дению в идеях, чувствах и интересах».

Основным содержанием процесса развития обще­ства является, по Конту, «прогресс духа». По суще­ству, это прогресс форм человеческого познания мира, или, как говорил Конт, прогресс человеческо­го разума. Таких форм три (знаменитый контовский закон трех стадий) теологическая, метафизическая и научная. Их можно считать определяющими в об­щественном развитии, ибо, изменяясь сами по себе, они заставляют изменяться все прочие стороны общественной жизни Каждому этапу развития разума соответству­ют определенные формы хозяйства, политики, общественной ор­ганизации.

Теологическую стадию, охватывающую древнюю историю и раннее средневековье (до 1300 г ), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм В период фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов (позже соответствующую раннюю форму религиозности стали именовать анимизмом) При политеизме жизнью наделялись «фиктивные существа» (например, греческие и римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма — это христианская эпоха Единобожие изменило все- образ мира, мораль, нравы и обычаи, хозяйство и полити­ческие учреждения. Метафизическая стадия (1300 — 1800 гг ) -стадия критической и скептической философии, для которой характерно разрушение старых верований и вообще старых по­рядков. Распространение наук, рост их общественного значе­ния, повсеместное развитие ремесел и промышленности — свиде­тельство наступления научной, или позитивной, стадии разви­тия духа, высшим выражением которой, согласно Конту, яви­лась его собственная концепция «позитивизма» и ее неотъемле­мая часть — закон трех стадий.

udik.com.ua