Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Закон в психологии это

Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания

Работа
разных видов памяти подчиняется некоторым
общим законом
.
Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон
осмысления
:
чем глубже осмысление запоминаемого,
тем лучше оно сохраняется в памяти
.
Самый лучший
способ запомнить — научиться должным
образом организовывать информацию в
момент запоминания. Смысловую организацию
материала обеспечивают такие мыслительные
процессы,
как:
анализ, синтез, систематизация и
обобщение.

В памяти запечатлеваются не столько
сами слова и предположения, составляющие
текст, сколько содержащиеся в них мысли.
Они же первыми приходят в голову, когда
нужно вспомнить содержание текста.
Следует шире использоватьопорные
слова, схемы, диаграммы
и таблицы.Кроме того,эффективен прием
прогнозирования
:начав читать
абзац, попробуйте после выдвижения
автором нескольких аргументов
самостоятельно сделать вывод. Возникающие
при этом положительные (молодец, угадал!)
или отрицательные (вследствие несогласия)
эмоции усиливают запоминание.

Закон
интереса
:
интересное легко запоминается, потому
что мы не тратим на это усилий.

Отсюда следует, что запоминание
нужно делать интересным. Основа
формирования интереса — цель. Если мы
знаем, что информация понадобится для
будущей работы, то ее освоение будет
более продуктивным.

Закон
установки
.
Он представлен в двух аспектах.

Установка
на
запоминание
по времени
:
запоминание лучше происходит в том
случае, если человек ставит перед собой
задачу запомнить «всерьез и надолго
«.

Если данная
установка рассчитана на запоминание и
хранение информации в течение определенного
срока, что бывает при использовании
оперативной памяти, то именно к этому
сроку срабатывают механизмы памяти.
Если у студента имеется установка на
запоминание материала лишь к очередной
сессии, то знания после экзаменов легко
забываются.

Установка
на восприятие материала по содержанию
(она определяет восприятие).

В тексте человек
в первую очередь найдет то, на что у него
есть установка. Так, если нужно ознакомиться
с описанием некоторого технического
устройства, то мы готовимся к тому, что
в этом описании встретятся: название
устройства, область его применения,
принцип действия, рабочие параметры.
Именно эти материалы и «выхватит»
наше внимание.

Закон
усиления первоначального впеча
тления:
чем ярче первое впечатление от
запоминаемого, тем прочнее само
запоминание.

Первоначальное впечатление можно
усилить рационально и эмоционально.
Прирациональном усилениинужно
стараться направить информацию по
нескольким каналам: записать, нарисовать,
проговорить, пропеть. Очень полезно с
кем-нибудь обсудить информацию (особенно
с лицом, придерживающимся противоположной
точки зрения). Приэмоциональном
усилении
следует постараться вызвать
максимум эмоций, которые связаны с
запоминаемой информацией. Нередко
эмоциональные впечатления мы помним
го­раздо дольше, чем «впечатления
ума». Однако отрицательные эмоции,
не связанные с запоминаемым материалом
(неуверенность, печаль, раздражение,
страх), мешают запоминанию.

Закон
контекста
:
информация легче запоминается и
воспроизводится, если ее соотносить с
другими одновременными впечатлениями
.
Контекст, в котором происходит
то или иное событие, иногда оказывается
более важным для запоминания, чем само
это событие. Сходная информация хранится
в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации
помогут вспомнить необходимое.

Закон
объема знаний
:
чем больше знаний по определенной теме,
тем лучше запоминается новое.

По этой причине так трудно бывает
«войти» в ранее неизвестную
дисциплину, тему. Перед чтением следует
вспомнить все, что уже известно по
изучаемой проблеме, «приподнять»
знания, полистать справочники.

Закон
оптимальной длины запоминаемого ряда
:
чем больше по длине предъявляемый ряд
информации превышает объем кратковременной
памяти, тем хуже он запоминается
.
Если человеку предстоит запомнить
два разных по длине ряда слов, в одном
из которых 10, а в другом 30 слов, то,
естественно, первый он запомнит лучше.

Для того чтобы
человек мог воспроизвести как можно
больше материала, необходимо, чтобы
одновременно предъявленный ему ряд
стимулов равнялся или ненамного превышал
средний объем его кратковременной
памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон
торможения
:
всякое последующее запоминание тормозит
предыдущее.

Отсюда ясно: лучший способ забыть
только что заученное — сразу вслед за
этим постараться запомнить сходный
материал. Именно поэтому нельзя учить
физику после математики, литературу
после истории. Любая информация, чтобы
быть запомненной, должна «отстояться».

Закон
края
:
лучше запоминается то, что сказано
(написано) в начале и конце ряда информации
(т.е. как бы с его края) и хуже запоминается
середина ряда.

Закон
повторения
:
повторение способствует лучшему
запоминанию
.
Народная мудрость отразила это в
следующей пословице: «Повторение —
мать учения». Повторение способствует
тому, чтобы информация сохранялась в
оперативной памяти до того, как она
будет закодирована и введена в
долговременную память.

Психолог
Г.Эббингауз установил, что большая часть
запоминаемого «теряется» сразу
после запоминания, а с течением времени
забывается все меньшее количество
информации. Именно поэтому мы так хорошо
помним впечатления детства. Если
что-либо нужно надолго запомнить, то
необходимо как минимум четыре повторения
:
первый раз нужно повторить сразу после
запоминания, второй — через 20—30 мин,
третий — через день, четвертый — через
две-три недели. При
этом следует помнить о том, что повторение
должно быть активным
.
В виде воспроизведения оно в несколько
раз эффективнее, чем в виде пассивного
дополнительного чтения (прослушивания,
просмотра).

Для
лучшего запоминания широко используются
мнемотехнические
приемы
,
имеющие свою специфику при запоминании
иностранных слов, чисел, большого объема
информации.
Суть мнемотехнических
приемов заключается в том, что запоминаемый
материал определенным образом
структурируется. Так, год французской
революции — 1789-й — легко запомнить,
выделив структуру даты (последовательность
цифр 7, 8, 9). Кроме того, рифмование также
способствует запоминанию.

Рассмотрим некоторые
приемы мнемотехники.

Метод
ассоциаций.

Запоминание даты, например, можно
ассоциировать с событием, которое хорошо
сохранено в памяти: за столько-то лет
до…или спустя столько-то лет после…
При этом определяющее значение имеют
прочность ассоциаций и их количество.
Чем многообразнее и многочисленнее
ассоциации, тем прочнее они закрепляются
в памяти. Иррациональные, странные,
нелогичные ассоциации способствуют
лучшему запоминанию.

Метод
связок.

Он заключается в объединении опорных
слов текста в единую целостную структуру,
в единый рассказ.

Метод
мест
.
Он основан на зрительных ассоциациях;
нужно ясно представить себе предмет,
который следует запомнить, и объединить
его образ с образом места, которое легко
«извлекается» из памяти. Этот метод
не требует логических ассоциаций, он
базируется на ассоциациях, диктуемых
последовательностью предметов и мест.
Прежде всего, нужно выбрать постоянный
«маршрут». Это может быть дорога к
месту работы, расположение комнат в
квартире и отдельных «мест» внутри
комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала
достаточно набора из 15—20 мест, четко
пронумерованных в определенной
последовательности. Затем по хорошо
известному вам «маршруту» вы
размещаете предметы, которые нужно
запомнить, и фиксируете в памяти их
зрительные образы. Таким образом,
достигается запоминание необходимого
материала в определенной последовательности.
Метод эффективен тогда, когда запоминаемые
предметы трудно «разбить» по
какому-то признаку. Этим методом широко
пользовались древнеримские ораторы.

Названные приемы
позволяют значительно увеличить объем
запоминаемого материала.

В.2
Мышление. (
Мышление и интеллект.
Речь как инструмент мышления
).

studfiles.net

Педантичность – хорошо это или плохо?

Педантичность является чертой характера ананкастических людей (ананкастов), которые часто встречаются в Северной Европе, а особенно – в Германии: всем известно, что пресловутая немецкая педантичность подразумевает черту характера – аккуратность. В России же педанты встречаются редко.

Отношение социума к обсуждаемой черте характера неоднозначно, а потому возникает вопрос: педантичность – это хорошо или плохо? Односложного ответа на этот вопрос нет. Если говорить об умеренной педантичности, то её можно рассматривать как положительную черту характера, чего нельзя сказать об излишнем педантизме, который является пороком и причиной разных негативных ситуаций и конфликтов.

Понятие и определение психологических триггеров

Любое явление может стать триггером для определённой личности:

  • звуки;
  • запахи;
  • слова;
  • события;
  • другой человек.

Действует «спусковой крючок» на эмоциональное состояние. Окраска последующей эмоции бывает разная: положительная, нейтральная, негативная. Обычно триггер в психологии рассматривается как отправная точка отрицательных эмоций: апатии, гнева, злости, тоски, раздражения. Такие проявления мешают адекватной оценке окружающей реальности, так как на время выключают сознание и запускают неконтролируемые реакции.

Психология рассматривает триггеры не только отрицательные. Событие может вызвать положительную эмоцию, эйфорию. Но если такое воздействие приводит к негативным последствиям, эти ситуации тоже надо прорабатывать и избавляться от желания поддаться искушению во вред себе.

Рефлексия как психический процесс

Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие. Но в отличие от врожденной, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Что такое рефлексия

Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Две стороны рефлексии

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

  • когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
  • эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Несомненно, приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, чувство собственной неполноценности, стыд, угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.

Но и психологи признают, что чрезмерное рефлексирование может превратиться в самокопание и самобичевание и стать источником неврозов и депрессии. Поэтому надо следить, чтобы эмоциональная сторона рефлексии не подавляла рациональную.

Формы и виды рефлексии

Рефлексия проявляется в разных сферах нашей деятельности и на разных уровнях самопознания, поэтому она отличается по характеру проявления. Во-первых, различают 5 формы рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности:

  • Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и потребностей.
  • Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей мышления, внимания, памяти. Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
  • Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
  • Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин конфликтов.
  • Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознает характер их оценок, но и способен корректировать свое поведение в соответствии с ними.

Во-вторых, мы способны анализировать и свой прошлый опыт, и предвидеть возможное развитие событий, поэтому выделяют два вида рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности:

  • Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.
  • Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, стать той личностью, которой он сам может гордиться, а не испытывать комплекс неудачника.