Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Может ли фнс проводить встречные проверки по страховым взносам

Когда процедурные нарушения ФНС помогут оспорить результаты проверки

По статистике ФНС, 99 процентов выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями в среднем на 17 млн руб. каждая. Один из способов сохранить деньги компании — оспорить процедурные нарушения налоговой инспекции. Так какие же злоупотребления инспекторов встречаются чаще всего.

Существенные нарушения Налоговый кодекс указывает на два существенных процессуальных нарушения, из-за которых суд может отменить решение ИФНС по итогам проверки. Это случаи, когда инспекция не обеспечила налогоплательщику возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения.

Например, в акте проверки не описали правонарушение, за которое компанию привлекли к ответственности. Как правило, решения с такими процедурными нарушениями отменяют после рассмотрения апелляционных жалоб, но затем инспекция может повторно вынести новое решение.

Например, Управление ФНС отменило решение нижестоящей инстанции из-за того, что инспектор не соблюдал требования НК. Но пока рассматривали апелляционную жалобу, процессуальные нарушения устранили, и Управление ФНС снова привлекло компанию к ответственности.

Другие процедурные нарушения повлекут отмену решения, только если они существенны: привели или могли привести к тому, что ИФНС приняло неправомерное решение. Оценивать существенность будут индивидуально на основании фактических обстоятельств конкретного дела.

Рассмотрим нарушения налоговых органов, которые часто встречаются

Инспектор не ознакомил с материалами мероприятий налогового контроля и не представил их копии. Данное нарушение считается существенным, если компанию не ознакомили с документами, имеющими значение для доказывания факта правонарушения.

Например, суды признают существенным нарушением — непредставление банковских выписок, результатов экспертиз, протоколов допросов, материалов встречных проверок или иных документов, без ознакомления с которыми налогоплательщик не может реализовать свое право на предоставление возражений.

В то же время суды могут решить, что и без учета таких материалов достаточно доказательств, что компания нарушила закон. В одном деле общество обратилось с иском к налоговой инспекции о признании недействительным и отмене решения о привлечении к ответственности. Первая инстанция и апелляция отказали в иске. Кассация отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение.

Суды не дали оценку доводам истца, что налоговый орган нарушил существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Истцу не вручили для подписи справку об окончании проверки и акт проверки, его не ознакомили с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Кроме того, компания не получила время для предоставления возражений.

Согласно позиции ФНС, налогоплательщика не знакомят с документами, которые не подтверждают факты нарушения законодательства о налогах и сборах и не отражены в акте проверки. Эта позиция неоднозначна. Такие документы также должны рассматриваться как часть материалов проверки, которые могут помочь защитить интересы налогоплательщика.

Поэтому внимательно изучите в акте проверки список мероприятий налогового контроля, которые провел налоговый орган. Если обнаружите там документы, которые компании не представили, подайте ходатайство об ознакомлении с ними и зафиксируйте нарушение в жалобе. В ином случае суд может не принять довод, что нарушили права налогоплательщика.

Право знакомиться с материалами налоговой проверки включает в себя право снимать их копии. Если налогоплательщику не вручили копии материалов при условии, что ознакомили с ними, такое нарушение, скорее всего, не признают существенным. Но в случае если не дали снять копию, также подайте ходатайство об ознакомлении с документами путем снятия копий и зафиксируйте факт отказа.

Налоговый орган использует доказательства, которые получены вне рамок мероприятий налогового контроля

Инспекция не может подтверждать нарушения документами, которые истребовала после истечения сроков проведения мероприятий налогового контроля. Это недопустимые доказательства. Но суды не всегда прислушиваются к этому доводу.

Даже если налоговый орган сослался на такие доказательства в решении, суды лишь в исключительных случаях признают решение незаконным. Например, когда инспекция получила фактически все доказательства, незаконно затянув сроки проверки.

Если ИФНС истребовала доказательства в рамках проверки, но получила после ее окончания, она вправе их использовать. Инспекторы могут проводить допросы свидетелей и встречные проверки и в период, когда проверка приостановлена.

Налогоплательщик обязан представить инспекции те документы, которые были запрошены до приостановления проверки. Более того, налоговый орган вправе до проверки использовать документы и протоколы допросов, которые получены в предыдущих проверках или мероприятиях налогового контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Инспекция ненадлежащим образом уведомила налогоплательщика.. Если компанию не уведомят о дате и месте рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля, суд признает это существенным нарушением и отменит решение.

Это объясняется тем, что налогоплательщик был лишен возможности участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения. Бумажное уведомление вручают лично налогоплательщику под подпись или направляют по почте заказным письмом.

Уведомление считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки.

В электронной форме уведомление направляется через личный кабинет налогоплательщика и считается полученным на следующий день.

Если же уведомление направляется по ТКС через оператора электронного документооборота, оно считается доставленным в момент, когда получают квитанцию о приеме, но не позднее, чем на шестой рабочий день.

По общему правилу именно налогоплательщик обязан доказывать, что не получил уведомление. В практике были случаи, когда суды отклоняли как недоказанный довод об отсутствии работника, который расписывался в почтовых уведомлениях.

Чтобы доказать, что организацию не уведомили, укажите на ошибки в реквизитах заказного письма. Также направьте запрос в свое почтовое отделение, чтобы подтвердить, что корреспонденция от налогового органа не поступала, или сделайте скриншоты личного кабинета и канала ТКС.

Несущественные нарушения

К нарушениям, из-за которых суд не признает решение налоговиков незаконным, относятся следующие. Неуполномоченные лица подписали акт или провели налоговую проверку.

Если подписывало акт или проводило проверку должностное лицо, которое не включили в список проверяющих, суд не признает это существенным нарушением. Также суд не отреагирует, если нет подписи одного из уполномоченных лиц.

Ссылайтесь на это процессуальное нарушение только вместе с другими нарушениями инспекции, поскольку само по себе оно не влияет на законность и обоснованность решения. Инспекция нарушила сроки мероприятий налогового контроля и принятия решения. Это самое распространенное процедурное нарушение.

Судебная практика долго не считала его безусловным основанием признать решение инспекции незаконным. Окончательное решение в пользу ФНС приняли Конституционный и Верховный суды. Они указали, что нарушенные сроки не препятствуют принять решение и не могут предрешать его незаконность.

Если налоговый орган задерживает сроки и не принимает решение, обжаловать такое нарушение нет смысла. Нарушение не уменьшает сроки, в которые налогоплательщик подает возражения или апелляционную жалобу, и сроки, в которые взыскивают налог, пени и штраф в принудительном порядке.

Cуды не спешат отменять решения ИФНС только из-за процессуальных нарушений. Но нарушения все равно фиксируйте. Это поможет поставить под сомнение законность решений и дисциплинировать инспекторов

Компания не обязана отвечать на требования налогового органа, которые поступили после окончания сроков на проведение налоговых мероприятий. При этом протоколы допросов, которые провели за пределами сроков, будут считаться допустимыми доказательствами, только если налоговый орган предпринял все меры, чтобы получить их в рамках проверки.

Компания не обязана отвечать на требования налогового органа, которые поступили после окончания сроков на проведение налоговых мероприятий. При этом протоколы допросов, которые провели за пределами сроков, будут считаться допустимыми доказательствами, только если налоговый орган предпринял все меры, чтобы получить их в рамках проверки.

Ссылки по теме:

Источник: http://pravo-rus.com/sobyitiya/kogda-procedurnye-narusheniya-fns-pomogut-osporit-rezultaty-proverki.html

Повторная налоговая проверка

Мадрих – Юридическая компания

Содержание статьи

Повторная выездная налоговая проверка (ПВНП) охватывает налоги и сроки, уже бывшие объектами внимания ФНС в ходе предыдущих выездных проверок.

Основания повторной проверки:

  • если организация представит уточненную декларацию к уменьшению;
  • после того как вышестоящий орган ФНС проконтролирует нижестоящую инспекцию и проанализирует качество проведенной ею налоговой проверки (абз. 5 и 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Какие же риски появляются в случае ПВНП и как их избежать?

Согласно п. 5 ст. 89 НК РФ налоговая служба не может проводить 2 и более выездных проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Нельзя также выполнять у налогоплательщика чаще 2 раз в течение календарного года выездные проверки. Однако данные ограничения при назначении ПВНП считаются недействительными (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

ПВНП охватывает период, который не превышает 3 календарных лет перед годом принятия документа о назначении повторной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, если фирма в 2017 году подаст уточненную декларацию за 2013 год, то налоговая не вправе будет выполнять в ней повторную проверку.

Причем такая компания не может возвратить либо зачесть налог по «уточненке», так как заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога надо подать в течение 3 лет с момента уплаты.

Обратите внимание

Однако контролирующие ведомства считают, что налоговая вправе еще раз проверить период, который указан в «уточненке», даже если он превышает 3 года. В определении ВС РФ от 5.03.2015 г.

№ 305-КГ15-606 указано, что НК РФ предусматривает подачу «уточненки» за время, которое находится за пределами 3 лет.

А повторная проверка этих увеличенных периодов соответствует принципам налогового урегулирования и не влияет на публичные и частные интересы.

Предмет контроля

При повторной налоговой проверке вышестоящим налоговым органом последний вправе вновь и в полной мере проверить работу налогоплательщика за тот срок, который уже являлся предметом контроля.

Учитывая повторное изучение тех же документов, исследования тех же обстоятельств, вероятна и переоценка выводов, сделанных инспекторами, которые выполняли первичную проверку и принимали решения (п.

5 Постановления КС от 17.03.2009 г. № 5-П).

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на порядок ее проведения и составление результатов.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. Ведь в результате ПВНП налоговики обнаруживают правонарушения, которые не выявлялись ранее. Тогда они могут определить размер недоимки, которая возникает из-за нарушений, и начислить на нее пени.

Но выписать штрафы за вновь выявленные правонарушения налоговая служба не может. За исключением случаев, когда в ходе ПВНП инспекторы обнаружат, что результаты предыдущей проверки были сфальсифицированы по сговору предприятия с проверяющими.

Тогда организации предъявят не только пени и недоимку, но и штрафные санкции (абз. 7 п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Заключение

Не соглашайтесь сразу с доначислениями, санкциями и пенями, которые выставлены вам по итогам первичной выездной проверки, надеясь, что заплатить их вам выгодно для собственного спокойствия! Это станет для налоговой сигналом того, что у вас не совсем все чисто, и в будущем вы можете ожидать не только ПВНП, но и увеличенных доначислений. Лучше потратьте деньги на услуги опытных юристов, чтобы оспорить решение первоначальной проверки! Чтобы в ходе повторной проверки возможности инспекторов были ограничены судебным решением.

Для того чтобы избежать повторной проверки из-за подачи «уточненки», помните, что недочеты (искажения) при расчете налоговой базы, которые привели к излишней выплате некоторых налогов (например, налога на прибыль, налога при УСНО), вы можете исправить в периоде их выявления.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка — разновидность контрольных мероприятий, проводимых налоговиками при проверке полноты и правильности исчисления и уплаты налогов. Рассмотрим встречную налоговую проверку, ее предназначение, а также другие ее особенности в нашей статье.

Встречная проверка: общие сведения

Предназначение встречной проверки

Когда возникает необходимость во встречной проверке

Перечень истребуемых документов

Порядок проведения проверки

Встречная проверка: общие сведения

На сегодняшний день термин встречная налоговая проверка не закреплен ни в одном законодательном акте, хотя до 2007 года понятие данного контрольного мероприятия раскрывалось в НК РФ.

Тогда под обозначенным термином понимался дополнительный контроль налогоплательщиков, выражавшийся в запросе документов, подтверждающих сделку у контрагента, и последующее их сравнение с документами, предоставленными проверяемым налогоплательщиком.

В 2007 году произошли нововведения, которые исключили понятие встречной проверки из налогового законодательства и взамен ввели новое — истребование документов и информации (ст. 93.1 НК РФ).

Фактически такая перемена ни к чему не привела, так как указанное истребование подразумевает под собой то же самое — запрос документов по совершенным сделкам для подтверждения финансово-торговых взаимоотношений, да и именуется оно негласно — встречная налоговая проверка.

Предназначение встречной проверки

Как уже было отмечено выше, встречная проверка — это дополнительный вид контроля, поэтому он эффективен только в связке с основными видами налогового контроля.

Это связано с тем, что по итогам встречной налоговой проверки не выносится никаких процессуальных документов, но эти результаты способствуют назначению выездной или камеральной проверки.

Так, если после сопоставления данных, отраженных в истребованных документах контрагента и документах проверяемого налогоплательщика, будут выявлены расхождения, то это будет являться поводом для сомнения в достоверности определения налоговой базы.

Как правило, после выявления такого расхождения инспектор первым делом проверяет, как это могло повлиять на размер уплачиваемых налогов. Если в результате подтвердятся подозрения налоговиков по занижению налоговой базы, то уже в рамках камеральной (выездной) проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности с обязательным приложением документов, позволивших сделать такой вывод.

Стоит отметить, что по итогам проверки истребованных документов ошибки в определении налоговой базы могут быть выявлены не только у проверяемого налогоплательщика, но и у его контрагента. В таком случае уже в отношении данного контрагента проводится предпроверочный анализ, а также ряд других контрольных мероприятий для определения возможности назначения выездной проверки.

Исходя из изложенного можно определить основные цели истребования документов:

  • фактическое наличие юридически оформленного контрагента;
  • реальность совершенной сделки;
  • сопоставление данных о сделке, отраженных в документах налогоплательщика и его контрагента.

Когда возникает необходимость во встречной проверке

Налоговым законодательством установлено, что проводить встречную проверку можно в 2 случаях:

  • в период проведения налоговых проверок — выездной или камеральной;
  • после их завершения.

В первом случае все запросы о предоставлении документов формируются в процессе проведения конкретных мероприятий налогового контроля. Стоит отметить, что налоговики имеют право приостанавливать выездную проверку на время истребования документов.

Во втором случае запрос документов осуществляется во время рассмотрения материалов одной из двух основных проверок и выступает как дополнительное мероприятие.

Помимо перечисленных случаев, у налоговиков есть еще короткий промежуток времени для истребования документов — после окончания проверки, но до вынесения акта по ее результатам.

Это объясняется отсутствием четко установленных сроков мероприятий контроля и, по мнению суда, не является препятствием для приобщения дополнительных материалов к делу (определение от 11.02.2010 № ВАС-24/10). Приходя к такому выводу, суд указывает, что статья НК РФ, регулирующая встречную налоговую проверку (93.

1), содержит положения о том, что истребование документов может происходить вне рамок налоговых проверок, но на практике дополнительные документы можно запросить только по определенным сделкам.

Перечень истребуемых документов

Сталкиваясь с требованием налогового органа, многие задают вопрос — правомерно ли инспекторы запрашивают определенный перечень документов? Ответить на такой вопрос однозначно сложно.

С одной стороны, налоговый орган вправе запрашивать при встречной налоговой проверке любые документы о налогоплательщике. Это могут быть договоры, счета-фактуры, акты и другие документы, в которых отражается информация о совершенных сделках.

На это указал Минфин РФ в 2012 году в своих письмах № 03-02-07/1-246 и № 03-02-07/2-136.

С другой стороны, документы которые не раскрывают подробности сделки, не могут быть запрошены. Примером такого документа может являться штатное расписание, так как по отражаемой в нем информации невозможно сделать вывод о взаимоотношениях лиц. Такую позицию разделяют и судебные органы (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012).

м

В то же время при совершении торговых операций хозяйствующие субъекты подготавливают ряд документов для ведения учета, в которых могут содержаться интересующие налоговиков сведения.

Такие документы очень часто включаются в запросы налоговых органов и подлежат обязательному предоставлению, поскольку иначе можно получить штраф по ст. 126 НК РФ.

Так, например, книга продаж является одним из таких документов, поскольку помимо всех торговых операций контрагента содержит сведения о сделке с проверяемым налогоплательщиком.

Порядок проведения проверки

При возникновении необходимости в проведении встречной налоговой проверки налоговики проводят ряд определенных действий, которые регламентируются положениями НК РФ. В данной ситуации они руководствуются разработанным в 2015 году порядком взаимодействия между инспекциями при истребовании документов, который утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/[email protected]

Итак, после начала камеральной или выездной проверки налогоплательщика налоговый орган, у которого возникла необходимость в дополнительных документах, составляет и направляет в инспекцию, на учете в которой числится контрагент, поручение об истребовании документов.

Налоговый орган, получивший такое поручение, должен в течение 5 рабочих дней сформировать требование о предоставлении документов и направить его соответствующему лицу, приложив при этом копию поручения.

Лицо, являющееся контрагентом проверяемого налогоплательщика, после получения данного запроса обязано в течение указанного в требовании времени предоставить все необходимые документы. В случае если это сделать невозможно, хозяйствующий субъект должен своевременно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию и попросить о продлении срока для сбора документов.

Рассмотрев материалы нашей статьи, можно подвести итоги. Встречная налоговая проверка или истребование документов — мероприятие дополнительного контроля, которое очень часто проводят налоговые органы.

В случае получения запроса о предоставлении пакета документов, подтверждающих торговые отношения с конкретным лицом, необходимо собрать и предоставить налоговым органам всю необходимую информацию в определенный для этого срок.

Источник: https://buhnk.ru/nalogovye-proverki/osobennosti-provedeniya-vstrechnoj-nalogovoj-proverki/