Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Пособия по экономическому воспитанию дошкольников

Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Зачем и как заниматься с детьми экономикой

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее — ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:

  1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  4. Познакомить с термином «реклама».
  5. Научить полезным бытовым привычкам.
  6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:

  1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
  3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
  4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
    • зарплата родителей;
    • пенсия бабушки с дедушкой;
    • стипендия старшей сестры или брата.
  5. Вводится понятие «потребности человека».
  6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе — способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:

  1. Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея — провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант — обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:

  1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. Усложняется понятие производства и потребления.
  4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
  5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
  5. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.