Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Защита прав потребителей медицинские услуги

Право граждан на охрану здоровья.

Медицинские услуги. Право граждан на охрану здоровья закреплено в Федеральном законе от 21.11.2011  № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Любые другие документы в данной сфере являются производными от этого закона и не должны ему противоречить.

Закон « Об основах охраны здоровья граждан» устанавливает, что оказание медицинской помощи – это услуги, оказываемые на профессиональной основе. Это означает, что все лица, как пользующиеся данными услугами, так и оказывающие их, подчиняются требованиям закона «О защите прав потребителей».

Порядок оказания медицинской помощи базируется на определенных стандартах, которые внедряются в медицинских организациях, имеющих лицензию на соответствующие виды деятельности.

Заметим, что к медицинской деятельности относятся не только привычные медицинские услуги, но и терапевтическая косметология, лечебная физкультура и методы традиционной медицины. Поэтому сегодня для осуществления этих видов деятельности также необходима лицензия.

Ответственность за предоставление некачественной услуги

Гражданский кодекс РФ устанавливает материальную и гражданскую ответственность юридического лица, сотрудник причинил вред гражданину (ст. 1068). Соответственно, за некачественные медицинские услуги по закону отвечает медицинское учреждение (государственное или частное).

Если действия или бездействие медработников подпадают под статьи Уголовного кодекса РФ, персональную ответственность несет совершившее преступление лицо (врач, медсестра), а материальную — все равно медучреждение.

Согласно Федерального закона № 323, материальный (имущественный) ущерб от некачественных медицинских услуг делится на 2 категории:

  • полученный в результате временной потери нетрудоспособности (убытки или недополученная прибыль);
  • компенсация потребовавшегося дополнительного лечения.

Как защитить свои права в сфере медицинских услуг

В зависимости от серьезности нарушения, с которым сталкиваются пациенты больниц и клиник, можно выделить три основных способа решения проблемы, а именно:

  1. Обычная реакция на неудовлетворительную работу сотрудников медучреждения — обращение с устной или письменной жалобой к руководителю: у главного врача есть разнообразные рычаги влияния на медперсонал — от простого выговора до увольнения.
  2. В отсутствие реакции со стороны руководителя медучреждения потребитель медицинских услуг вправе обратиться в Министерство здравоохранения; порядок такого обращения предусматривает составление письменной жалобы с обязательной его регистрацией в канцелярии Минздрава (наличие входящего номера — подтверждение факта обращения и гарантия предоставления по этому обращению письменного ответа в установленные законом сроки).
  3. Если имеют место неправомерное назначение платных услуг или отказ в компенсации расходов на лечение, покрываемое полисом обязательного медицинского страхования, вопросы необходимо улаживать со своей страховой компанией.

Если же по вине медиков больной не получил адекватного лечения (например, из-за халатности врача), решение вопроса должно переноситься в компетентные органы, и здесь уже без профессиональной юридической помощи обойтись крайне сложно.

Перечень прав пациента, как потребителя

Каждое лицо, выступающее в качестве пациента вправе рассчитывать:

  • на положительное отношение к своей персоне;
  • на то, что сможет выбрать себе другого врача, если такой согласен, а также пациент всегда может обратиться в любое учреждение медицинского характера;
  • на исследование своей проблемы, проведение лечебных мероприятий и оказание помощи в помещениях, имеющих положительную характеристику от санитарного надзора;
  • на комплексный подход к своей проблеме, проведение обследования и созыв консилиума по его просьбе;
  • на введение обезболивающих препаратов, если это требуется;
  • на сохранение принципа таинственности при обращении за помощью;
  • что сможет изучать информацию о своём здоровье и указывать на лиц, которые также могут получить к ней доступ;
  • что ему выплатят компенсацию в случае причинения вреда;
  • что адвокат будет допущен, если есть необходимость в защите прав;
  • на приглашение священника, если это требуется;
  • в судебном порядке защищать свои права.

Если какое-то из прав будет нарушено, необходимо обратиться к руководителю данного лечебного учреждения, и далее, с исковым заявлением в суд.